1 октября исполнился год совершенно новому для нашей страны правовому институту — банкротству физических лиц.
Сегодня можно сделать первые выводы, вспомнить, чего ждали, на что мы рассчитывали год назад.
Первое, что единодушно отмечают все эксперты: никакого ажиотажа после принятия закона не возникло, очереди на подачу заявлений о признании банкротом не выстроились, причем активность не проявили ни граждане, ни кредиторы.
За исключением первых трех-четырех дней работы закона количество ежедневно подаваемых в суды заявлений было практически неизменным, и за год составило около 33 000 (число заявлений признанных судами обоснованными и принятыми к производству), что составляет лишь один процент от общего числа граждан, которые по самым аккуратным оценкам обязаны были или имели право обратиться в суд за признанием их несостоятельными.
Причина такой осторожности, на мой взгляд, в том, что человеку не просто сразу адаптироваться к совершенно новой для него возможности решить свои финансовые проблемы. К тому же людям зачастую не понятно, как именно это будет происходить, что в свою очередь рождает недоверие в то, что банкротство действительно позволит избавиться от всех долговых нагрузок, позволит начать жизнь «с чистого листа». Еще одна причина — сложность подготовки к обращению в суд: самостоятельно собрать необходимый пакет документов и сведений весьма и весьма сложно, а обращаться за помощью к юристам накладно.
Как и в начале работы закона, так и сейчас, около половины представляемых в суд заявлений остаются без движения из-за представления недостоверных сведений о заявителе, либо их непредоставления. Многих сдерживала от обращения в суд длительность процедур банкротства, кто-то не пожелал втягиваться в судебные разбирательства на несколько месяцев.
Кредиторы тоже высокой активности не проявили, очевидно считая, что в достаточной степени удовлетворить свои требования через банкротство должника не удастся, а подготовка и участие в процедуре дело хлопотное, затратное и бесперспективное.
Ни Верховному суду, который незамедлительно начал давать разъяснения по многим вопросам банкротства граждан, ни средствам массовой информации, очень активно освещавшим эту тему, ситуацию «раскачать» не удалось. Но год однозначно не прошел даром — он помог выявить существование ряда существенных моментов, над которыми, законодателю следует задуматься и устранить теперь уже на практике ставшие понятными сложности банкротства.
В законе установлена стоимость банкротства. Понятен размер вознаграждения финансового управляющего, государственной пошлины, стоимость объявлений в СМИ и реестре. Получается, что человеку и без того находящемуся в крайне сложном финансовом состоянии надо где-то найти серьезные деньги. Так что вопрос снижения стоимости процедуры банкротства весьма актуален. Кроме того, фактически не решен вопрос вознаграждения финансового управляющего. В законе его размер определен вполне конкретно, однако за такие деньги финансовые управляющие работать не готовы — все их вознаграждение уходит на оформление и получение документов, оплату тех или иных мероприятий, применяемых в процедурах. В итоге им самим ничего не остается, и они крайне неохотно берутся за банкротные дела граждан. Многие заявления о банкротстве остаются без движения только по той причине, что суды не могут найти финансовых управляющих для участия в деле о банкротстве гражданина.
Подготовка к подаче заявления и сбор необходимых сведений — это особый вопрос: количество необходимых документов и сведений просто зашкаливает, простому человеку собрать их все практически нереально. Чего стоит хотя бы получение выписки за три года по счету в банке, которого уже не существует, или получение информации из банка, который уже продал требование коллектору. А если добавить к этому, что в подавляющем количестве случае, человек просто не помнит, сколько и где у него открыто счетов, то ситуация для него становится тупиковой.
Прошедший год показал, что и суды порой не очень охотно стремятся признать заявление обоснованным, а гражданина банкротом. Суды отказывают в признании заявления обоснованным по той причине, что у должника нет имущества и денежных средств, за счет которых требования кредиторов могли быть хотя бы частично удовлетворены. Я такой подход не разделяю, — он совершенно противоречит самой сути «банкротства» и делает ту тяжелейшую ситуацию, в которой оказался человек, фактически не разрешимой.
Очевидно, что в современной системе законодательства закон не может и не должен оставаться всю свою «жизнь» неизменным. Постоянно будут появляться новые проблемы в его применении. Но дорогу осилит идущий. Сегодня я считаю правильным просить законодателя рассмотреть вопрос упрощения процесса банкротства или возможность введения ускоренной процедуры. Это сделает процедуру банкротства доступной для людей и заинтересует финансовых управляющих.
Поэтому я полагаю, что появление в законе упрощенной или ускоренной процедуры поможет ему работать намного лучше, чем сейчас.
Вячеслав Кустов, руководитель портала ЕслиБанкрот.рф